Неточные совпадения
Но в глубине своей души, чем старше он становился и чем ближе узнавал своего брата, тем чаще и чаще ему приходило в голову, что эта способность деятельности для общего блага, которой он чувствовал себя совершенно лишенным, может быть и не есть качество, а, напротив, недостаток чего-то — не недостаток добрых, честных,
благородных желаний и вкусов, но недостаток силы жизни, того, что называют сердцем, того
стремления, которое заставляет человека из всех бесчисленных представляющихся путей жизни выбрать один и желать этого одного.
Между тем, отрицая в человеке человека — с душой, с правами на бессмертие, он проповедовал какую-то правду, какую-то честность, какие-то
стремления к лучшему порядку, к
благородным целям, не замечая, что все это делалось ненужным при том, указываемом им, случайном порядке бытия, где люди, по его словам, толпятся, как мошки в жаркую погоду в огромном столбе, сталкиваются, мятутся, плодятся, питаются, греются и исчезают в бестолковом процессе жизни, чтоб завтра дать место другому такому же столбу.
— А роскошь умственных и душевных наслаждений, а искусство… — начал было Петр Иваныч, подделываясь под тон Александра. — Ты можешь идти вперед: твое назначение выше; долг твой призывает тебя к
благородному труду… А
стремления к высокому — забыл?
Он мечтал о
благородном труде, о высоких
стремлениях и преважно выступал по Невскому проспекту, считая себя гражданином нового мира…
— Меня влекло какое-то неодолимое
стремление, жажда
благородной деятельности; во мне кипело желание уяснить и осуществить…
— Это черт их дери!.. Революционное или примирительное
стремление они имели! — воскликнул Ченцов. — Но главное, как рассказывал нам полковой командир, они, канальи, золото умели делать: из неблагородных металлов превращать в
благородные… Вы знавали, дядя, таких?
Бельтов с юношеской запальчивостью и с неосновательностью мечтателя сердился на обстоятельства и с внутренним ужасом доходил во всем почти до того же последствия, которое так красноречиво выразил Осип Евсеич: «А делают-то одни чернорабочие», и делают оттого, что барсуки и фараоновы мыши не умеют ничего делать и приносят на жертву человечеству одно желание, одно
стремление, часто
благородное, но почти всегда бесплодное…
По происхождению, состоянию, а равно по тонкости и белизне кожи, сквозь которую видно было, как
благородная кровь переливается в тоненьких, голубых жилках его висков, Кирилл Онучин был аристократ, но ни одного аристократического
стремления, ни одного исключительного порока и недостатка, свойственного большинству наших русских патрициев, в Кирилле Онучине не было и запаха, и тени.
— Помилуйте, ведь мы можем убиться, и вместе с нами погибнут те прекрасные идеи, те высокие чувства, те гуманные
стремления, то красноречие, тот пафос, любовь ко всему прекрасному и
благородному, которые в нас всегда жили…
Бельтов и Рудин, люди, с
стремлениями, действительно высокими и
благородными, не только не могли проникнуться необходимостью, но даже не могли представить себе близкой возможности страшной, смертельной борьбы с обстоятельствами, которые их, давили.
В тридцатых годах истекающего столетия в петербургском инженерном училище между воспитанниками обнаруживалось очень оригинальное и
благородное направление, которое можно назвать
стремлением к безукоризненной честности и даже к святости.
Это общество, столько перенесшее и выстрадавшее, так часто останавливаемое враждебными обстоятельствами в естественном ходе своего развития, так стесняемое в самых чистых и высоких своих
стремлениях, связанное во всем по рукам и ногам вследствие совершенно неравномерного распределения в нем умственных и вещественных преимуществ, — это общество, не имея возможности действовать, искало отрады по крайней мере в слове — умном, смелом,
благородном, выводившем на посмеяние все низкое и пошлое и выражавшем живое
стремление к новому, лучшему, разумному порядку вещей.
Это хорошо знали и решились прямо сказать некоторые
благородные и энергические люди, желавшие, чтобы жизнь нашла свое отражение в печатном слове всеми своими сторонами, хорошими и худыми, и всеми своими
стремлениями, близкими и далекими.
Говорят, что нынешние люди измельчали, стали неспособны к высоким
стремлениям, к
благородным увлечениям страсти.
Еще не имея собственного знамени, молодежь примкнула к
благородной фаланге людей, хотя и много старших возрастом, но юных по своим идеям и
стремлениям.
В поэзии Кольцова выразилась его душа, его жизнь, полная возвышенных
стремлений, тяжелых испытаний и
благородных, чистых чувств.
Честный и
благородный по природе, получивший некоторые высшие понятия и
стремления, он никогда не мог успокоиться на тех мелких и часто не совсем чистых занятиях и отношениях, к которым был привязан обстоятельствами своего происхождения.
В этих немногих строках выражается
благородная душа поэта, стремящегося к совершенству и готового упрекать себя даже за те обстоятельства жизни, которые приводили его к чему-нибудь дурному и пошлому независимо от его воли… По свидетельству друзей Кольцова, любимейшей мечтой его жизни было отделаться от мелочной торговли и на свободе предаться ученью… Особенно сильно и постоянно выказывал он это
стремление после 1836 года.
Мы даём благотворительные балы, разыгрываем благотворительные лотереи, составляем
благородные спектакли, тоже благотворительные: можно ли не видеть в этом высоких
стремлений, чуждых материального расчёта?
Я являлся как бы из высшего мира: всё же отставной штабс-капитан блестящего полка, родовой дворянин, независим и проч., а что касса ссуд, то тетки на это только с уважением могли смотреть, У теток три года была в рабстве, но все-таки где-то экзамен выдержала, — успела выдержать, урвалась выдержать, из-под поденной безжалостной работы, — а это значило же что-нибудь в
стремлении к высшему и
благородному с ее стороны!
Таким образом, отношение автора к своим
благородным юношам будет совершенно другое: не сочувствие мечтательным и неопределенным их
стремлениям будет он возбуждать в читателе, а скорее насмешку над тем, что они, кроме своих отвлеченных фантазий, ничему существенно-полезному не обучаются.
Нет, наши
благородные юноши обыкновенно получают свои возвышенные
стремления довольно просто и без больших хлопот: они учатся в университете и наслушиваются прекрасных профессоров, или в гимназии еще попадают на молодого, пылкого учителя, или входят в кружок прекрасных молодых людей, одушевленных благороднейшими
стремлениями, свято чтущих Грановского и восхищающихся Мочаловым, или, наконец, читают хорошие книжки, то есть «Отечественные записки» сороковых годов.
У Володи и у большинства молодых людей восторженно сияли лица и горячей бились сердца… Эта речь капитана, призывающая к гуманности в те времена, когда еще во флоте телесные наказания были во всеобщем употреблении, отвечала лучшим и благороднейшим
стремлениям молодых моряков, и они глядели на этого доброго и
благородного человека восторженными глазами, душевно приподнятые и умиленные.
Но в глубине своей души, чем ближе он узнавал своего брата, тем чаще и чаще ему приходило в голову, что эта способность деятельности для общего блага, может быть, и не есть качество, а напротив, недостаток чего-то, не недостаток добрых, честных,
благородных желаний и вкусов, но недостаток силы жизни, — того
стремления, которое заставляет человека из всех бесчисленных представляющихся путей жизни выбрать один и желать этого одного.
То самое, что перед Достоевским стоит мрачною, неразрешимою, безысходно трагическою задачею, для Толстого есть светлая, радостная заповедь. И это потому, что для него душа человека — не клокочущий вулкан, полный бесплодными взрывами огня, пепла и грязи, а
благородная, плодородная целина, только сверху засоренная мусором жизни. Действительно из недр идущее, действительно самостоятельное хотение человека только и может заключаться в
стремлении сбросить со своей души этот чуждый ей, наносный мусор.
Этому человеческому типу, очень
благородному, свойственны были высокие
стремления, любовь к «высокому и прекрасному», как потом любил иронизировать Достоевский, в нем было много мечтательности и слабая способность к действию, к реализации, в нем было не мало русской лени, порожденной барством.
Что ж значит
стремление к прекрасному без исполнения, высокое,
благородное желание жить в веках, чувство самопознания, силы воли, дара в себе, возможности творить достойное бессмертия и не иметь возможности осуществить свое создание в достойных вековых формах?..
Надо заметить, что лифляндские помещики тогдашнего времени не одушевлялись еще тем
благородным, высоким ко благу человечества
стремлением, какое видели мы, к чести их, в современную нам эпоху.
Привыкнуть к ней трудно, да и не дай бог, а без привычки ее нельзя переносить, не угнетая в себе самых лучших своих чувств, на самой вершине которых в живой и
благородной душе всегда будет
стремление «поклоняться духом и истиною» Духу истины, иже от Отца исходит и живит мир.